14.08.2014

COG REVIEW — Hawkeye #19



Далее будут спойлеры! Вас предупредили.

Мультимедийные продукты, будь то фильмы, книги, или комиксы, в надежде завоевать внимание покупателя с каждым годом обрастают новыми характеристиками. 3D-фильмы и анимированные комиксы - это результаты технологического прогресса, и, в то же время, признаки неспособности авторов доносить информацию в традиционных форматах. И эти продукты подразумевают под собой задействование ряда новых чувств для восприятия материала.

Hawkeye #19 делает шаг в противоположном направлении и отталкивается от идеи восприятия комикса, непосредственно, зрительно. К сожалению, существуют люди, лишенные возможности ощущать звуковые формы мультимедиа, отчего книги и комиксы для них становятся самым приемлемым форматом для получения информации.

Для тех, кто не в курсе, Hawkeye #19 Мэтта Фрэкшена, Дэвида Аха и Мэтта Холлинсворта использует вместо реплик персонажей язык жестов, так как по сюжету Клинт Бартон вновь теряет слух. Клинт является одним из нескольких супергероев, которые страдали от глухоты, поэтому для освещения данной проблемы в мэйнстрим-комиксах он подходит замечательно.

Мэтт Фрэкшен нарочно лишает Клинта слуха и вспоминает детство персонажа, что дает возможность глубже проникнуться трагичностью данного события. Бартон одинаково разбит и встревожен в этих временных периодах и в обоих случаях ему помогает взять себя в руки его старший брат Барни. Фрэкшен и Аха выбрали необычный метод передачи информации в комиксе, заменив панели схематическим изображением жестов, которыми общаются Клинт и Барни.

       
"Отец высокий. Мне его не одолеть." 
"Барни?"

Номер не полностью нарисован с помощью языка жестов. Леттереру Крису Элиопулосу доверили изобразить чтение по губам и бессвязную речь Клинта, когда тот пытается выдавить из себя слова. Речь остальных персонажей вписана в традиционные облачка. Но вернемся к жестикуляции.

В комиксе присутствует два вида схем жестов: схемы с движением тела для слов и схемы с движением рук для букв. По вполне понятным причинам, комикс получился трудночитаемым, и подавляющая часть публики при первом прочтении не сумела понять значения жестов.

Другой момент, на который стоит обратить внимание - размер таких панелей. Схемы с движением тела занимают примерно восемнадцатую часть страницы и разместить семь таких панелей на листе означает заполнить больше трети пространства монотонными схемами. Семь таких панелей и является пределом для этого комикса, а это в свою очередь значит, что более семи слов на странице таким образом выразить не получается.

Второй вид схем, иллюстрирующий жесты рукой, занимает шестую часть «телесных» схем - совсем немного, с одной стороны. Но если учесть, что одна панель соответствует лишь одной букве, то получается, что словосочетаний из них не составишь. Аха применяет эти панельки, когда персонажи называют друг друга по имени или произносят короткие слова, вроде “OK” или “WTF”, которые при использовании «телесных» схем занимали бы больше места. Решение, бесспорно, разумное.

Таким образом, получается, что Hawkeye #19 преподносит рядовому читателю минимальное количество информации на непонятном ему языке. Проблема скорее в формате, нежели в приеме. На двадцати листах традиционного формата умещается слишком мало панелей для одного слова или одной буквы. Если взять, к примеру, страницу с наибольшим количеством схем (семь), то видно, как старательно Аха пытается все уместить в рамках. Тут удачней бы подошел формат веб-комикса с возможностью бесконечного пролистывания.

Так или иначе, все выше перечисленное не является большим препятствием для прочтения. Как уже было упомянуто, реплики, переданные жестами, являются меньшей долей информации из всего выпуска. Их сложно воспринимать, но, как и с бессловесными комиксами, за событиями можно проследить без труда, ориентируясь по эмоциям персонажей. Более того, диалогов в традиционном формате здесь хватает, поэтому читатель вряд ли потеряет удовольствия от прочтения.

Сюжет данного номера крутится вокруг отношений двух братьев Бартонов. Доселе Барни Бартон существовал лишь как клишированный образ старшего брата-негодяя, питающего ненависть к младшему. В работе Фрэкшена Барни до этого момента оставался на заднем плане и не проявлял характер. Но 19-ый выпуск проливает свет на отношения, связывающие Клинта и Барни - теплые братские узы не без воспитательного процесса со стороны старшего. Предыдущие авторы изображали эту связь иначе, но будем честны: всем, по большому счету, плевать. И мне, как старшему брату самому, приятно видеть именно такое изображение братской заботы.

Клинт Бартон оказался сломлен и, опустив голову, замкнулся в себе. Основной темой номера является преодоление Клинтом трудностей, которые, в основном, состоят из внутренних комплексов. Преодоление глухоты в этом плане - не самый главный подвиг. Клинт упрям и самонадеян, отчего не просит ни у кого помощи, даже когда ситуация выходит из-под контроля. Он с большим трудом попросил помощи у Кейт Бишоп, и даже этот союз умудрился прошляпить. В 17-ом номере с рисунком Криса Элиопулоса Хоукай, наконец, подсознательно начинает понимать, что в одиночку ему не решить все проблемы. Барни упрекает Клинта как раз в его упрямстве, потому что видит, как оно тащит младшего брата ко дну.

В конце концов, Бартон перебарывает себя и свою гордость, и взывает о помощи у сожителей и друзей. И это главная победа для героя.

Весь душевный конфликт Клинта и его разрешение суммируется одним выпуском, отчего 19-й номер можно считать кульминационным моментом для серии. Мое внимание также привлекло использование противопоставлений, как движущей силы для сюжета и рисунка. Мы имеем конфликт и его разрешение, прошлое и настоящее, двух разных по характеру братьев и даже сцена у выхода из госпиталя ссылается на первый номер, только с диаметрально противоположной интонацией.

Но интересней наблюдать за противопоставлениями в работе Дэвида Аха. Я считаю, что Аха - один из самых умелых рассказчиков в формате комикса, а его проработанная техника построения панелей и раскадровки в большей мере способствует успешности Hawkeye у читателей и критиков. В данном выпуске своеобразный дуализм играет не последнюю роль и встречается на нескольких страницах.

Самый очевидный пример: открывающая сцена.


Клинт и Барни дважды проходят отоларинголога -  в детстве и настоящем времени - и эти два момента происходят по разные стороны зеркала. Массивнейшие панели на страницах занимают равнозначную площадь, и ровно такая же ситуация с панелями с глазами Клинта. На обеих страницах присутствует огорченный Клинт, но его расположение на первой странице противопоставлено его расположению на второй. Посмотрите по какому порядку расположены панели с Клинтом. Этот эффект усиливается из-за цветовой палитры, тщательно подобранной Мэттом Холлинсвортом - теплые тона против холодных.

Сцена с воспоминаниями из прошлого поделена на две группы из двух страниц, которые имеют схожие черты. Первые две страницы:


На первый взгляд может показаться, что они связаны лишь сюжетной составляющей, и более крепкой связи тут нет. Но если приглядеться… первый ряд первой страницы и последний ряд второй - равноценны. Порядок нарочно инвертирован, чтобы воспоминания выглядели, как вставка. Да и сами панели из этих рядов сопоставляются. Центральная панель на первой странице равна по площади первой панели со второй. Более того, на листах поровну панелей-схем, коричневых панелей из прошлого и синеватых из настоящего, и даже панели персикового цвета занимают практически одинаковое пространство. Поэтому сходства вы найти сможете.

Более наглядное противопоставление есть на следующих двух страницах. Они зеркально отражают друг друга во всем - количестве панелей, цвете, постановке панелей и даже пузырей с репликами.


Дуализм в рамках одной страницы также встречается. К примеру, сцена в такси имеет четкий центр, разделяющий Клинта и Барни.


И в целом номер имеет последовательную структуру - страницы Hawkeye #19 разделены на три равные части. Посмотрите сами:


Исключением являются две вступительные страницы (но как мы ранее говорили, они друг с другом связаны) и заключительная, состоящая из одного изображения. Вычисления пропорций для этого номера были как никогда важны, так как требовалось максимально удобно разместить панели с жестами. А если посмотрите на другие номера, можете и сами заметить, как искусно Дэвид Аха обращается со комиксным пространством. Например, большинство страниц из знакового 11-го выпуска делятся на 4 равных по высоте ряда. А самым целостным выпуском является 13-й, где все страницы состоят из девяти панелей, впрочем, такая раскадровка весьма популярна.

Hawkeye поднял планку для супергеройских комиксов, им восхищаются и на него равняются. И не мудрено - онгоинг не перестает радовать продуманной сюжетной частью, искусным использованием комиксного пространства, удачно подобранной цветовой палитрой и попросту драйвом, комедией и драмой. 19-ый выпуск говорит мало, но рассказывает о многом, отчего, на мой взгляд, он является одним из лучших в серии.

Hawkeye #19 можно приобрести здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий